Аэрокосмический самолет «Аякс» – гиперзвуковое чудо света
Самолеты не могут летать на высоте от 30 до 60 км, а аэрокосмический самолет «Аякс» может. Он может также выходить на околоземную орбиту. Это не фантастика, а реальный проект питерского Научно-производственного предприятия гиперзвуковых систем “Нева” ленинградского концерна “Ленинец”.
Эта революционная разработка была завершена в 1992 году и могла сделать Россию первой обладательницей сверхвысотного гиперзвукового самолета, а по сути – одноступенчатого аэрокосмического самолета.
Возможность летать там, где крылья не держат, ТРД задыхаются и можно сгореть от трения обеспечивает оригинальная идея, используемая в «Аяксе». Она проста до гениальности – не защищать самолет, летящий на огромной скорости, от тепла, а впускать его, чтобы повысить энергоресурс.
Проект «Аякс»
Концепция проекта «Аякс» заключается в том, что гиперзвуковой летательный аппарат – это неизолированная аэротермодинамическая система. На всех этапах полета в атмосфере часть кинетической энергии обтекающего гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами. Это позволяет повысить общий ресурс аппарата за счет преобразования кинетической энергии в химическую и электрическую. Такое гениальное решение снимает не только проблему охлаждения, но ряд других.
В двойной оболочке «Аякса» циркулирует вода и керосин, которые смешиваются в термохимических реакторах. За счет энергии нагрева обшивки самолета происходит разложение воды, и полученные кислород и водород смешиваются с авиационным керосином. Таким образом, в камеру сгорания магнитоплазмохимического гиперзвукового ПВРД поступает высококалорийное топливо и кислород, благодаря которому поддерживается горение.
Внутри «Аякса»
На этом чудеса техники не заканчиваются. Нужно вспомнить, что на высоте мезосферы чрезвычайно разреженный и ионизированный воздух. Если пропустить теоретические выкладки, то процессы в двигателе «Аякса» выглядят следующим образом:
По тракту воздухозаборника под фюзеляжем ионизированный воздух устремляется к двум аппаратам – МГД-генератору и МГД-ускорителю.
При попадании в тракт гиперзвуковой ионизированный воздушный поток резко тормозится в магнитном поле, которое создает МГД-генератор.
Часть энергии расходуется на создание ЭДС и «холодной плазмы». При этом выделяется энергия равная 100 МВт.
После торможения ионизированный поток поступает в камеру сгорания двигателя, в котором бушует пламя от горения смеси водорода, кислорода и керосина.
Включается МГД-ускоритель, питающийся от бортовой электростанции, и скорость раскаленных газов увеличивается многократно. Скорость «Аякса» достигает 25 Махов, то есть космической скорости, которая позволяет осуществить выход на орбиту Земли.
Вокруг воздухозаборника ГПВРД образуется плазменная воронка, что увеличивает его эффективный диаметр. Сопротивление воздуха существенно снижается за счет плазменных пятен-облаков впереди летательного аппарата, а плазменные облака около крыльев резко увеличивают их эффективную площадь и регулируют подъемную силу.
Устройство двигателей и салона «Аякса»
Проект «Аякс» – это не только военный проект, в него входили и гражданские версии:
Многоцелевой самолет «Нева». Предназначен для метеорологических и астрофизических исследований, геологической разведки, экологического контроля и даже для генерации озона.
Легкий административный ГЛА «Нева».
«Нева-М1», «Нева-Мб», «Нева-М7» для транспортных операций.
Гражданский самолет «Нева-7А» для перевозки 77 пассажиров и 4-х членов экипажа со скоростью 15000 км/час.
Остается надеяться, что секретные разработки не утекли за рубеж и будут воплощены в жизнь. Судя по косвенным сведениям, в настоящее время «Аяксом» сильно интересуются иностранные спецслужбы, а значит до секретов они пока еще не добрались.
{"page":{"adaptiveValue":"compact","advertPlatform":"desktop","experiments":{"parallaxSettings":[{"id":"963755","themes":["all"],"provider":"dtd"}],"fullscreenDirect":"","mobileFullscreenAdvert":"","refreshBanner":{"delay":40,"slots":[707684,707686]},"mobileHeaderSlot":"","endlessArticle":{"count":0,"sid":"fulltexts_for_infinity_scroll","lentaSid":"fulltexts_for_infinity_scroll_lenta"},"backPulse":false,"moreArticlesSmall":false,"subscribeHeader":false,"tags":true,"pushFeedbackQuarantineDays":7,"lentaCarousel":true},"isCompact":true,"pageId":"39819779941805921686240330860","platform":"desktop","pxt":{"base":"https://likemore-go.imgsmail.ru/fulltext_pxt?p={PTYPE}&qid=bafa6b85ecfb3836&stream_id=fulltext_page&reco_session_id=9a4bc456481fc4a&split=15&meta_info=eJwT0uFgEGCQYFBg0GUAAg%2FGgLMtB%2BayJTB0MEZMYPScwci4gJFhBSPDVkaQtJYgB0gtowajAUNA%2B82fWhEMTrwcp360L7n2Yt0lTiVGAy%2BjjJKSAlVjR1UjNyAqKM0pTtXLTczM0SsqBfJLi1OL4hOLSjKTc1KBXAsLUxNzSwAt7CQ%2F&main_exp_id=900&ts=1686240330848&type=document&doc_id=1150920125361065018&source_id=2010364665875210824&site_hash=762929990576616337&url=http%3A%2F%2Fpulse.mail.ru%2Fuser_article%2F885479&meta_type=doc&utm_marks=utm_content%3Dlenta_main_mail_ru_v1%26utm_partner_id%3D900%26utm_referrer%3Dhttps%253A%252F%252Fpulse.mail.ru%26utm_source%3Dpulse_mail_ru&rqid=b60145e0f2927821"},"section":"article","theme":"light","user":null,"canonical":"https://pulse.mail.ru/article/aerokosmicheskij-samolet-ayaks-giperzvukovoe-chudo-sveta-2010364665875210824-1150920125361065018/","pageStreamId":"fulltext_page","recoProfile":{},"recoUserInfo":{"anonymous_user":true,"geo":"0","meta_info":"eJyT4uU49aN9ybUTC55zKjEaAAA3BAae","split":"10","user_id":"706645426094341194"},"settings":{"fromSA":false,"isMTSLauncher":false,"isWebView":false,"isXiaomi":false,"isXiaomiLockScreen":false,"isXiaomiPush":false,"noHeader":false},"utmMarks":{"utm_partner_id":"900","utm_source":"pulse_mail_ru","utm_referrer":"https://pulse.mail.ru","utm_content":"lenta_main_mail_ru_v1"}},"source":{"description":"Наука и техника глазами современников. Площадка для дискуссий думающих людей.","domain":"pulse.mail.ru","favicon":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-818b7e6b-8fe3-4a84-b3a8-a20a6a0cbbc7","forbidRobots":false,"id":"2010364665875210824","isForeignAgent":false,"isVerified":false,"pxt":{"base":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p={PTYPE}&qid=bd48d0fe9fdfa62a&user_id=694894945328299082&source_id=2010364665875210824&split=0&stream_id=fulltext_page","error":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=error&qid=bd48d0fe9fdfa62a&error_code=0","set":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=subscr_source_set&qid=bd48d0fe9fdfa62a&user_id=694894945328299082&source_id=2010364665875210824&split=0&stream_id=fulltext_page","show":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=subscr_source_show&qid=bd48d0fe9fdfa62a&user_id=694894945328299082&split=0","unset":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=subscr_source_unset&qid=bd48d0fe9fdfa62a&user_id=694894945328299082&source_id=2010364665875210824&split=0&stream_id=fulltext_page"},"subscribed":false,"subscribers":227,"title":"ТехноИнфо","url":"https://pulse.mail.ru/tehnoinfo/?utm_partner_id=900&user_session_id=5c4b4456408c15c"},"article":{"blocks":[{"data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-436fc0ae-850f-4854-84de-e297845dd5c3","mimetype":"image/png"},"width":1060,"height":552,"caption":""},"type":"image"},{"data":{"text":"Самолеты не могут летать на высоте от 30 до 60 км, а аэрокосмический самолет «Аякс» может. Он может также выходить на околоземную орбиту. Это не фантастика, а реальный проект питерского Научно-производственного предприятия гиперзвуковых систем “Нева” ленинградского концерна “Ленинец”."},"type":"paragraph"},{"data":{"text":"Эта революционная разработка была завершена в 1992 году и могла сделать Россию первой обладательницей сверхвысотного гиперзвукового самолета, а по сути <b>–</b> одноступенчатого аэрокосмического самолета."},"type":"paragraph"},{"data":{"text":"Возможность летать там, где крылья не держат, ТРД задыхаются и можно сгореть от трения обеспечивает оригинальная идея, используемая в «Аяксе». Она проста до гениальности <b>–</b> не защищать самолет, летящий на огромной скорости, от тепла, а впускать его, чтобы повысить энергоресурс."},"type":"paragraph"},{"data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-cb4811e7-1177-4973-8584-e867bb2eaccc","mimetype":"image/jpeg"},"width":1068,"height":345,"caption":"Проект «Аякс»"},"type":"image"},{"data":{"text":"Концепция проекта «Аякс» заключается в том, что гиперзвуковой летательный аппарат <b>–</b> это неизолированная аэротермодинамическая система. На всех этапах полета в атмосфере часть кинетической энергии обтекающего гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами. Это позволяет повысить общий ресурс аппарата за счет преобразования кинетической энергии в химическую и электрическую. Такое гениальное решение снимает не только проблему охлаждения, но ряд других."},"type":"paragraph"},{"data":{"text":"В двойной оболочке «Аякса» циркулирует вода и керосин, которые смешиваются в термохимических реакторах. За счет энергии нагрева обшивки самолета происходит разложение воды, и полученные кислород и водород смешиваются с авиационным керосином. Таким образом, в камеру сгорания магнитоплазмохимического гиперзвукового ПВРД поступает высококалорийное топливо и кислород, благодаря которому поддерживается горение."},"type":"paragraph"},{"data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-fae56e45-6bcd-44d4-84b7-09428b896180","mimetype":"image/jpeg"},"width":1000,"height":556,"caption":"Внутри «Аякса»"},"type":"image"},{"data":{"text":"На этом чудеса техники не заканчиваются. Нужно вспомнить, что на высоте мезосферы чрезвычайно разреженный и ионизированный воздух. Если пропустить теоретические выкладки, то процессы в двигателе «Аякса» выглядят следующим образом:"},"type":"paragraph"},{"data":{"items":["По тракту воздухозаборника под фюзеляжем ионизированный воздух устремляется к двум аппаратам <b>–</b> МГД-генератору и МГД-ускорителю.","При попадании в тракт гиперзвуковой ионизированный воздушный поток резко тормозится в магнитном поле, которое создает МГД-генератор.","Часть энергии расходуется на создание ЭДС и «холодной плазмы». При этом выделяется энергия равная 100 МВт.","После торможения ионизированный поток поступает в камеру сгорания двигателя, в котором бушует пламя от горения смеси водорода, кислорода и керосина.","Включается МГД-ускоритель, питающийся от бортовой электростанции, и скорость раскаленных газов увеличивается многократно. Скорость «Аякса» достигает 25 Махов, то есть космической скорости, которая позволяет осуществить выход на орбиту Земли.","Вокруг воздухозаборника ГПВРД образуется плазменная воронка, что увеличивает его эффективный диаметр. Сопротивление воздуха существенно снижается за счет плазменных пятен-облаков впереди летательного аппарата, а плазменные облака около крыльев резко увеличивают их эффективную площадь и регулируют подъемную силу."],"style":"unordered"},"type":"list"},{"data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-20ce1db5-e662-482f-8c31-e817660746f8","mimetype":"image/jpeg"},"width":949,"height":1200,"caption":"Устройство двигателей и салона «Аякса»"},"type":"image"},{"data":{"text":"Проект «Аякс» <b>–</b> это не только военный проект, в него входили и гражданские версии:"},"type":"paragraph"},{"data":{"items":["Многоцелевой самолет «Нева». Предназначен для метеорологических и астрофизических исследований, геологической разведки, экологического контроля и даже для генерации озона.","Легкий административный ГЛА «Нева».","«Нева-М1», «Нева-Мб», «Нева-М7» для транспортных операций.","Гражданский самолет «Нева-7А» для перевозки 77 пассажиров и 4-х членов экипажа со скоростью 15000 км/час."],"style":"unordered"},"type":"list"},{"data":{"text":"Остается надеяться, что секретные разработки не утекли за рубеж и будут воплощены в жизнь. Судя по косвенным сведениям, в настоящее время «Аяксом» сильно интересуются иностранные спецслужбы, а значит до секретов они пока еще не добрались."},"type":"paragraph"},{"data":{"embed":"https://www.youtube.com/embed/IwDgesSI-aU?","width":560,"height":315,"source":"https://www.youtube.com/watch?v=IwDgesSI-aU&feature=emb_imp_woyt","caption":"","service":"youtube"},"type":"embed"}],"description":"Аэрокосмический самолет «Аякс» может может выходить на околоземную орбиту. Это не фантастика, а реальный проект питерского Научно-производственного предприятия гиперзвуковых систем “Нева”","id":"1150920125361065018","image":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-aa59ddcf-d924-427a-82fa-8e3cc8edcdf9&mb=webpulse","pharmaProduct":"","pubTime":"2022-12-31T09:35:09.000Z","tags":[{"name":"самолет"},{"name":"гиперзвук"},{"name":"самолетостроение"},{"name":"технологии"},{"name":"аэрокосмический_самолет"}],"title":"Аэрокосмический самолет «Аякс» – гиперзвуковое чудо света","type":"default","url":"https://pulse.mail.ru/article/aerokosmicheskij-samolet-ayaks-giperzvukovoe-chudo-sveta-2010364665875210824-1150920125361065018/","hasContents":false},"variant":"default","advert":{"formats":{"desktop":{"top":[[{"provider":"dtd","id":"708397"}]],"bottom":[[{"provider":"dtd","id":"707725"}]],"middle":[[{"provider":"dtd","id":"710877"}],[{"provider":"dtd","id":"710879"}],[{"provider":"dtd","id":"710881"}],[{"provider":"dtd","id":"710886"}],[{"provider":"dtd","id":"757834"}]],"fullscreen":[],"right":[[{"provider":"dtd","id":"707684"}],[{"provider":"dtd","id":"707686"}]],"gallery":[],"parallax":[[{"provider":"dtd","id":"963755"}]]},"mobile":{"top":[[{"provider":"dtd","id":"910581"}]],"bottom":[[{"provider":"dtd","id":"757839"}]],"middle":[[{"provider":"dtd","id":"720576"}],[{"provider":"dtd","id":"720578"}],[{"provider":"dtd","id":"720580"}],[{"provider":"dtd","id":"720582"}],[{"provider":"dtd","id":"720584"}]],"fullscreen":[[{"provider":"dtd","id":"854590"}]],"right":[],"gallery":[],"parallax":[[{"provider":"dtd","id":"1165151"}]]}},"relapHash":"2f541fb45418d1bdbfc3af4b347cc64d","hasNativeRoll":true,"themesPromo":["военнаятехника"],"sitename":"90074247"},"comments":{"document":{"id":"1150920125361065018","source_id":"2010364665875210824","path":"/article/aerokosmicheskij-samolet-ayaks-giperzvukovoe-chudo-sveta-2010364665875210824-1150920125361065018/","is_source_owner":false,"project_id":"pulse_fulltext","sign":"c08ffca94507f990e96fa057d887e8b8ba6937873f20e16e082bd0829356977f91e5f65033b2ad71d8dfd9b5305d47544c475ddc0797bb1352856b6feb4863e1.e8065f0a05c27f1beb6049a24f25342d0cfd95661f68cd75fcdaf8e4fc761e38fb316e891cae7de8e90066c2c5aa47b5d93e94c8478bdace7cd4bc74f86ca17d"}},"googleAnalyticsTracker":null,"lentaSettings":{"advert_slots":[705987,705998,706000,706002,706003,706006,706008,706010],"advert_slots_mobile":[706024,706027,706028,706031,706033,706035,706037,706039],"fulltext_infinity_scroll_count":"0","fulltext_infinity_scroll_lenta_sid":"fulltexts_for_infinity_scroll_lenta","fulltext_infinity_scroll_sid":"fulltexts_for_infinity_scroll","fulltext_lenta_carousel":"1","fulltext_parallax_slot_1":"963755","fulltext_parallax_themes_1":"all","fulltext_refresh_seconds":"40","fulltext_refresh_slot":"707684, 707686","fulltext_tags":"1"},"pxt":{"base":"https://likemore-go.imgsmail.ru/fulltext_pxt?p={PTYPE}&qid=bafa6b85ecfb3836&stream_id=fulltext_page&reco_session_id=9a4bc456481fc4a&split=15&meta_info=eJwT0uFgEGCQYFBg0GUAAg%2FGgLMtB%2BayJTB0MEZMYPScwci4gJFhBSPDVkaQtJYgB0gtowajAUNA%2B82fWhEMTrwcp360L7n2Yt0lTiVGAy%2BjjJKSAlVjR1UjNyAqKM0pTtXLTczM0SsqBfJLi1OL4hOLSjKTc1KBXAsLUxNzSwAt7CQ%2F&main_exp_id=900&ts=1686240330848&type=document&doc_id=1150920125361065018&source_id=2010364665875210824&site_hash=762929990576616337&url=http%3A%2F%2Fpulse.mail.ru%2Fuser_article%2F885479&meta_type=doc&utm_marks=utm_content%3Dlenta_main_mail_ru_v1%26utm_partner_id%3D900%26utm_referrer%3Dhttps%253A%252F%252Fpulse.mail.ru%26utm_source%3Dpulse_mail_ru&rqid=b60145e0f2927821"},"recoSessionId":"","recoUserInfo":{"anonymous_user":true,"geo":"0","meta_info":"eJyT4uU49aN9ybUTC55zKjEaAAA3BAae","split":"10","user_id":"706645426094341194"},"settings":{"disableComments":false,"withoutNativeScroll":false},"sitename":"90074247","unsubscribeDl":null,"userPxt":{}}