Как известно Советский Союз экспортировал свои автомобили во многие страны. К 1960 году их насчитывалось уже три десятка, среди которых были и капиталистические: Великобритания, Франция, ФРГ и др. Как чувствовали себя отечественные Москвичи на зарубежных рынках, и насколько они были популярны у искушенной западной публики я расскажу в этой статье.
Экспорт
В сентябре 1964 года МЗМА освоил выпуск нового автомобиля Москвич-408. Для своего времени машина получилась довольно удачной, даже несмотря на то, что по сути представлял собой не новую модель, а эволюционное развитие Москвич-407. Наравне с современным кузовом, Москвич-408 получил устаревший двигатель, подвеску и рулевое управление. Тем не менее внешне он выглядел вполне современно, ничем не хуже импортных аналогов в виде того же Fiat 1800 или BMW 1500. Единственное в чем существенно проигрывала советская машина, так это в мощности двигателя. Мотор объемом в 1,4-литра выдавал всего 50 л.с., что к середине 60-х было уже маловато. Впрочем, пока что это не являлось серьезной проблемой.
Международный дебют 408-го состоялся на Лондонской автомобильной выставке в октябре 1964 года. Западная публика довольно тепло встретила автомобиль, и в конце того же года начались первые экспортные поставки. В Великобритании Москвич стоил невероятно дешево около 650 фунтов. В то же время в СССР за него просили около 5 тыс. руб или 1900 фунтов в переводе на инвалюту (в 3 раза дороже), но в свободной продаже автомобилей разумеется не было.
Помимо Великобритании машины поставлялись во многие страны западной европы. Во Франции машину знали как Moskvitch Elite 1360, в ФРГ - Moskwitsch, в Финляндии Elite или Elite de Luxe. В Суоми 408-й так и вовсе стал самым продаваемым легковым автомобилем по итогам 1965, 1966 и 1968 годов! В Бельгии силами фирмы Scaldia-Volga был организована крупноузловая сборка, причем зачастую автомобили комплектовались английскими дизельными моторами Perkins.
В 1965 году МЗМА выпустил 76625 автомобилей из них 34549 отправились за рубеж. Впоследствии эти показатели только росли, и в 1969 году из 101836 выпущенных в Москвичей, Советский Союз покинуло 64767 машин.
Плакаты Автоэкспорт
Для реализации отечественных автомобилей за рубежом, в 1956 году было создано Всесоюзное объединение Автоэкспорт. В задачи ведомства входила организация поставок автомобилей, заключение договоров с дилерами и маркетинговое продвижение советской продукции.
Автоэкспорт выпускал рекламные брошюры с красочными фотографиями и подробным техническим описанием автомобилей. Кроме того под патронажем этой организации Москвичи регулярно участвовали в спортивных соревнованиях, а как известно победы в автоспорте работают лучше любой рекламы.
Экспорт идет на спад
Конструкторы МЗМА прекрасно осознавали, что маломощный двигатель МЗМА-408 уже давно нуждается в замене. В 1964 году москвичи создали новый 1,5-литровый двигатель мощностью 75 л.с. Мотор получился очень удачным. Он отличался передовой конструкцией и ярким спортивным характером.
В 1967 году новый мотор УЗАМ-412 поместили под капот Москвич-408 превратив тем самым его в Москвич-412. Долгие годы модели выпускались параллельно и внешне практически никак не отличались. В 1969 году 412-му слегка осовременили экстерьер, да улучшили безопасность - путем установку двухконтурных тормозов с гидровакуумным усилителем, ремней безопасности и травмобезопасной рулевой колонки.
Привлекательность Москвич-412 за рубежом несколько повысилась, но к началу 1970-х модель уже начала порядком устаревать. Зарубежные дилеры в стремлении осовременить модель, устанавливали дополнительные декоративные элементы, новые сиденья, светотехнику, меняли окраску кузова или покрывали крышу винилом. Тем не менее постепенно экспортный потенциал Москвича начал снижаться. В 1975 году АЗЛК (завод переименовали в 1968 году) выпустил 173710 автомобилей, из них на экспорт отправилась лишь треть. Акцент по внешним поставкам начал смешаться в сторону Волжского автозавода, который к тому времени активно наращивал производство.
Успех?
Наиболее массовые поставки Москвичей за рубеж пришлись с 1965 по 1970 год. За это время на экспорт ушло более 300 тысяч автомобилей. Более того с момента начала экспорта в 1948 году и по 1977 год - завод в общей сложности отправил за рубеж 1 миллион автомобилей. Результат безусловно достойный, если не учитывать, что для собственных граждан легковые автомашины были в жесточайшем дефиците, а очередь на них выстраивалась на десятки лет вперед. Кроме того в СССР машины продавались по завышенной в 3-5 раз от экспортной цене, а если считать в зарплатном выражении то разница могла превышать 30 раз!
Впрочем, мотивы советского правительства вполне понятны. Страна нуждалась в твердой валюте, и автомобильный экспорт был одним из самых простых способов эту самую валюту заполучить.
В этих обстоятельствах можно ли считать экспортную политику СССР успешной? Думаю каждый должен самостоятельно ответить на этот вопрос.
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком 🧡, а также подписывайтесь на канал. Благодарю за поддержку)
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
{"page":{"adaptiveValue":"compact","advertPlatform":"desktop","experiments":{"parallaxSettings":[{"id":"963755","themes":["all"],"provider":"dtd"}],"fullscreenDirect":"","mobileFullscreenAdvert":"","refreshBanner":{"delay":40,"slots":[707684,707686]},"mobileHeaderSlot":"","endlessArticle":{"count":0,"sid":"","lentaSid":""},"backPulse":false,"moreArticlesSmall":false,"subscribeHeader":false,"tags":true,"pushFeedbackQuarantineDays":7,"lentaCarousel":false},"isCompact":true,"pageId":"63201373296868771685934346113","platform":"desktop","pxt":{"base":"https://likemore-go.imgsmail.ru/fulltext_pxt?p={PTYPE}&qid=e658c5bb0fdd4de9&stream_id=fulltext_page&reco_session_id=2ebe245647d510a&split=11&meta_info=eJwT0uFgEGCQYFBg0GUAAg%2FGgF3HNnezJTB0MHJOYGSZwci4gJFhBSPDVkaQtJYAB0gtowajAUPAuqvMEQxOvBxdi74uvrbix1cmJUYDL6OMkpICVWNHVSM3ICoozSlO1ctNzMzRKyoF8kuLU4viE4tKMpNzUoFcQ3MLYxMzAKWLIq4%3D&ts=1685934346101&type=document&doc_id=1588879594828581032&source_id=8334828810822331699&site_hash=6282848127963973190&url=http%3A%2F%2Fpulse.mail.ru%2Fuser_article%2F178346&meta_type=doc&utm_marks=utm_content%3Dfulltext_page%26utm_referrer%3Dhttps%253A%252F%252Fpulse.mail.ru%26utm_source%3Dpulse_mail_ru"},"section":"article","theme":"light","user":null,"canonical":"https://pulse.mail.ru/article/eksport-moskvich-408-i-412-a-byl-li-uspeh-8334828810822331699-1588879594828581032/","pageStreamId":"fulltext_page","recoProfile":{},"recoUserInfo":{"anonymous_user":true,"geo":"0","meta_info":"eJyT4uXoWvR18bUXjT%2BZlBgNADT5BoE%3D","split":"0","user_id":"212240127059906826"},"settings":{"fromSA":false,"isMTSLauncher":false,"isWebView":false,"isXiaomi":false,"isXiaomiLockScreen":false,"isXiaomiPush":false,"noHeader":false},"utmMarks":{}},"source":{"description":"Исторические справки об автомобилях разных эпох. Ключевые события в истории автомобилестроения и автоспорта. Читайте еще больше интересных статей на нашем сайте: https://autohs.ru Почта для связи info@autohs.ru\nЮтуб https://www.youtube.com/channel/UCfYfVOQuNUqlpqFtZ9ViJXA","domain":"pulse.mail.ru","favicon":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-4a4cbcd6-f4f2-4324-a51f-472c8df74fc0","forbidRobots":false,"id":"8334828810822331699","isForeignAgent":false,"isVerified":false,"pxt":{"base":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p={PTYPE}&qid=d791d44ae93f096c&user_id=210512794292670730&source_id=8334828810822331699&split=1&stream_id=fulltext_page","error":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=error&qid=d791d44ae93f096c&error_code=0","set":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=subscr_source_set&qid=d791d44ae93f096c&user_id=210512794292670730&source_id=8334828810822331699&split=1&stream_id=fulltext_page","show":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=subscr_source_show&qid=d791d44ae93f096c&user_id=210512794292670730&split=1","unset":"https://likemore-go.imgsmail.ru/recostream_pxt?p=subscr_source_unset&qid=d791d44ae93f096c&user_id=210512794292670730&source_id=8334828810822331699&split=1&stream_id=fulltext_page"},"subscribed":false,"subscribers":4059,"title":"АвтоИстория","url":"https://pulse.mail.ru/avtoistoriya/"},"article":{"blocks":[{"type":"paragraph","data":{"text":"Как известно Советский Союз экспортировал свои автомобили во многие страны. К 1960 году их насчитывалось уже три десятка, среди которых были и капиталистические: Великобритания, Франция, ФРГ и др. Как чувствовали себя отечественные Москвичи на зарубежных рынках, и насколько они были популярны у искушенной западной публики я расскажу в этой статье."}},{"type":"header","data":{"level":2,"text":"Экспорт"}},{"type":"image","data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-091f3979-b0af-45eb-8821-45edfc100d24","mimetype":"image/jpeg"},"width":810,"height":1200,"caption":""}},{"type":"paragraph","data":{"text":"В сентябре 1964 года МЗМА освоил выпуск нового автомобиля Москвич-408. Для своего времени машина получилась довольно удачной, даже несмотря на то, что по сути представлял собой не новую модель, а эволюционное развитие Москвич-407. Наравне с современным кузовом, Москвич-408 получил устаревший двигатель, подвеску и рулевое управление. Тем не менее внешне он выглядел вполне современно, ничем не хуже импортных аналогов в виде того же Fiat 1800 или BMW 1500. Единственное в чем существенно проигрывала советская машина, так это в мощности двигателя. Мотор объемом в 1,4-литра выдавал всего 50 л.с., что к середине 60-х было уже маловато. Впрочем, пока что это не являлось серьезной проблемой."}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Международный дебют 408-го состоялся на Лондонской автомобильной выставке в октябре 1964 года. Западная публика довольно тепло встретила автомобиль, и в конце того же года начались первые экспортные поставки. В Великобритании Москвич стоил невероятно дешево около 650 фунтов. В то же время в СССР за него просили около 5 тыс. руб или 1900 фунтов в переводе на инвалюту (в 3 раза дороже), но в свободной продаже автомобилей разумеется не было."}},{"type":"image","data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-bdf05dce-ae99-4284-9b80-af88df6c1216","mimetype":"image/jpeg"},"width":766,"height":1080,"caption":""}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Помимо Великобритании машины поставлялись во многие страны западной европы. Во Франции машину знали как Moskvitch Elite 1360, в ФРГ - Moskwitsch, в Финляндии Elite или Elite de Luxe. В Суоми 408-й так и вовсе стал самым продаваемым легковым автомобилем по итогам 1965, 1966 и 1968 годов! В Бельгии силами фирмы Scaldia-Volga был организована крупноузловая сборка, причем зачастую автомобили комплектовались английскими дизельными моторами Perkins."}},{"type":"paragraph","data":{"text":"В 1965 году МЗМА выпустил 76625 автомобилей из них 34549 отправились за рубеж. Впоследствии эти показатели только росли, и в 1969 году из 101836 выпущенных в Москвичей, Советский Союз покинуло 64767 машин."}},{"type":"header","data":{"level":2,"text":"Плакаты Автоэкспорт"}},{"type":"image","data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-e212becd-6fd6-4a8b-93e9-27e391c6444b","mimetype":"image/jpeg"},"width":1200,"height":900,"caption":""}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Для реализации отечественных автомобилей за рубежом, в 1956 году было создано Всесоюзное объединение Автоэкспорт. В задачи ведомства входила организация поставок автомобилей, заключение договоров с дилерами и маркетинговое продвижение советской продукции."}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Автоэкспорт выпускал рекламные брошюры с красочными фотографиями и подробным техническим описанием автомобилей. Кроме того под патронажем этой организации Москвичи регулярно участвовали в спортивных соревнованиях, а как известно победы в автоспорте работают лучше любой рекламы."}},{"type":"header","data":{"level":2,"text":"Экспорт идет на спад"}},{"type":"image","data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-d5914526-1cff-4720-8ff0-bde5a019832d","mimetype":"image/jpeg"},"width":1200,"height":846,"caption":""}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Конструкторы МЗМА прекрасно осознавали, что маломощный двигатель МЗМА-408 уже давно нуждается в замене. В 1964 году москвичи создали новый 1,5-литровый двигатель мощностью 75 л.с. Мотор получился очень удачным. Он отличался передовой конструкцией и ярким спортивным характером."}},{"type":"paragraph","data":{"text":"В 1967 году новый мотор УЗАМ-412 поместили под капот Москвич-408 превратив тем самым его в Москвич-412. Долгие годы модели выпускались параллельно и внешне практически никак не отличались. В 1969 году 412-му слегка осовременили экстерьер, да улучшили безопасность - путем установку двухконтурных тормозов с гидровакуумным усилителем, ремней безопасности и травмобезопасной рулевой колонки."}},{"type":"image","data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-109d693c-b66b-4f10-8125-681539eccce6","mimetype":"image/jpeg"},"width":1155,"height":1200,"caption":""}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Привлекательность Москвич-412 за рубежом несколько повысилась, но к началу 1970-х модель уже начала порядком устаревать. Зарубежные дилеры в стремлении осовременить модель, устанавливали дополнительные декоративные элементы, новые сиденья, светотехнику, меняли окраску кузова или покрывали крышу винилом. Тем не менее постепенно экспортный потенциал Москвича начал снижаться. В 1975 году АЗЛК (завод переименовали в 1968 году) выпустил 173710 автомобилей, из них на экспорт отправилась лишь треть. Акцент по внешним поставкам начал смешаться в сторону Волжского автозавода, который к тому времени активно наращивал производство."}},{"type":"header","data":{"level":2,"text":"Успех?"}},{"type":"image","data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-b803acc9-3e73-4452-96fe-c81fd68f8f51","mimetype":"image/jpeg"},"width":823,"height":1200,"caption":""}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Наиболее массовые поставки Москвичей за рубеж пришлись с 1965 по 1970 год. За это время на экспорт ушло более 300 тысяч автомобилей. Более того с момента начала экспорта в 1948 году и по 1977 год - завод в общей сложности отправил за рубеж 1 миллион автомобилей. Результат безусловно достойный, если не учитывать, что для собственных граждан легковые автомашины были в жесточайшем дефиците, а очередь на них выстраивалась на десятки лет вперед. Кроме того в СССР машины продавались по завышенной в 3-5 раз от экспортной цене, а если считать в зарплатном выражении то разница могла превышать 30 раз!"}},{"type":"image","data":{"file":{"url":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-d75081aa-7242-471c-93a7-581be8e16165","mimetype":"image/jpeg"},"width":1200,"height":780,"caption":""}},{"type":"paragraph","data":{"text":"Впрочем, мотивы советского правительства вполне понятны. Страна нуждалась в твердой валюте, и автомобильный экспорт был одним из самых простых способов эту самую валюту заполучить."}},{"type":"paragraph","data":{"text":"В этих обстоятельствах можно ли считать экспортную политику СССР успешной? Думаю каждый должен самостоятельно ответить на этот вопрос."}},{"type":"paragraph","data":{"text":"<b>Если вам понравилась статья поддержите ее лайком 🧡, а также подписывайтесь на канал. Благодарю за поддержку)</b>"}}],"description":"Как известно Советский Союз экспортировал свои автомобили во многие страны. К 1960 году их насчитывалось уже три десятка, среди которых были и капиталистические","id":"1588879594828581032","image":"https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pulse_cabinet-image-102f347c-0c88-4dd9-a128-2f55e770d178&mb=webpulse","pharmaProduct":"","pubTime":"2021-10-18T03:00:10.000Z","tags":[],"title":"Экспорт Москвич-408 и 412: а был ли успех?","type":"default","url":"https://pulse.mail.ru/article/eksport-moskvich-408-i-412-a-byl-li-uspeh-8334828810822331699-1588879594828581032/","hasContents":false},"variant":"default","advert":{"formats":{"desktop":{"top":[[{"provider":"dtd","id":"708397"}]],"bottom":[[{"provider":"dtd","id":"707725"}]],"middle":[[{"provider":"dtd","id":"710877"}],[{"provider":"dtd","id":"710879"}],[{"provider":"dtd","id":"710881"}],[{"provider":"dtd","id":"710886"}],[{"provider":"dtd","id":"757834"}]],"fullscreen":[],"right":[[{"provider":"dtd","id":"707684"}],[{"provider":"dtd","id":"707686"}]],"gallery":[],"parallax":[[{"provider":"dtd","id":"963755"}]]},"mobile":{"top":[[{"provider":"dtd","id":"910581"}]],"bottom":[[{"provider":"dtd","id":"757839"}]],"middle":[[{"provider":"dtd","id":"720576"}],[{"provider":"dtd","id":"720578"}],[{"provider":"dtd","id":"720580"}],[{"provider":"dtd","id":"720582"}],[{"provider":"dtd","id":"720584"}]],"fullscreen":[[{"provider":"dtd","id":"854590"}]],"right":[],"gallery":[],"parallax":[[{"provider":"dtd","id":"1165151"}]]}},"relapHash":"e7d9cfbb49353b64fce2df1b308d2c5a","hasNativeRoll":true,"themesPromo":["история","авто"],"sitename":"60078"},"comments":{"document":{"id":"1588879594828581032","source_id":"8334828810822331699","path":"/article/eksport-moskvich-408-i-412-a-byl-li-uspeh-8334828810822331699-1588879594828581032/","is_source_owner":false,"project_id":"pulse_fulltext","sign":"ada757f3514561a268d3633bb3f81be59393b625c8816fc6707cdfdc8acd74731fed2409b88c51f88b316c4aec5dd0c5a708fd70b31590414010c319dee6a4fc.60e3a1fda7dc77e6ff67cb5ad2edc0240bbb6c0d9b272aec99c81cbed834c110681a44637ad49722f4f68afeb2a8873e758bbfaca0068fba8efd287c4030eb87"}},"googleAnalyticsTracker":null,"lentaSettings":{"advert_slots":[705987,705998,706000,706002,706003,706006,706008,706010],"advert_slots_mobile":[706024,706027,706028,706031,706033,706035,706037,706039],"fulltext_parallax_slot_1":"963755","fulltext_parallax_themes_1":"all","fulltext_refresh_seconds":"40","fulltext_refresh_slot":"707684, 707686","fulltext_tags":"1"},"pxt":{"base":"https://likemore-go.imgsmail.ru/fulltext_pxt?p={PTYPE}&qid=e658c5bb0fdd4de9&stream_id=fulltext_page&reco_session_id=2ebe245647d510a&split=11&meta_info=eJwT0uFgEGCQYFBg0GUAAg%2FGgF3HNnezJTB0MHJOYGSZwci4gJFhBSPDVkaQtJYAB0gtowajAUPAuqvMEQxOvBxdi74uvrbix1cmJUYDL6OMkpICVWNHVSM3ICoozSlO1ctNzMzRKyoF8kuLU4viE4tKMpNzUoFcQ3MLYxMzAKWLIq4%3D&ts=1685934346101&type=document&doc_id=1588879594828581032&source_id=8334828810822331699&site_hash=6282848127963973190&url=http%3A%2F%2Fpulse.mail.ru%2Fuser_article%2F178346&meta_type=doc&utm_marks=utm_content%3Dfulltext_page%26utm_referrer%3Dhttps%253A%252F%252Fpulse.mail.ru%26utm_source%3Dpulse_mail_ru"},"recoSessionId":"","recoUserInfo":{"anonymous_user":true,"geo":"0","meta_info":"eJyT4uXoWvR18bUXjT%2BZlBgNADT5BoE%3D","split":"0","user_id":"212240127059906826"},"settings":{"disableComments":false,"withoutNativeScroll":false},"sitename":"60078","unsubscribeDl":null,"userPxt":{}}