Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Истребители Су-27 перехватили и принудили к посадке реактивный самолёт-нарушитель: единственный случай в новейшей истории России

Военобзор
Пара истребителей Су-27. Фото: Министерство обороны Российской Федерации
Пара истребителей Су-27. Фото: Министерство обороны Российской Федерации

В последнее время часто проходит информация, о том что вблизи российских границ или военных баз обнаружены самолёты потенциального противника и для их перехвата и сопровождения были подняты истребители ВКС или морской авиации России.

Рутинная боевая работа. Но обычно после таких вылетов наши зарубежные "партнёры" из НАТО начинают обвинять российских летчиков в непрофессионализме, хотя профессионализма нашим военлётам не занимать.

Но это всё вылеты на перехват и сопровождение. После таких встреч в воздухе летательные аппараты потенциального противника возвращаются на свои базы, где их экипажи потом делятся эмоциями и впечатлениями со своими коллегами.

Что касается реальных случаев принуждения к посадке самолётов-нарушителей, то их не так и много. Конечно, условных нарушителей наши лётчики в рамках боевой подготовки принуждают к посадке регулярно. А вот реальных случаев в новейшей истории и не было. Не хотят западные "партнёры" нарушать, потому что понимают, чем это чревато. Хотя был и такой случай, когда российские истребители Су-27 перехватили и принудили к посадке реактивный самолёт-нарушитель. Реактивный, а не какой-нибудь легкомоторный самолётик, на котором заблудился житель сопредельной страны. Единственный случай в новейшей истории России, то есть после распада СССР.

Произошло это в далёком 1998 году в самом западном регионе страны, в том, который отделен от основной части России территориями других стран. В Калининградской области. Времена тяжелые были, с партнёрами мы дружили, а они, в свою очередь, щедро финансировали развал Вооружённых сил России. Да и государство не отличалось особой щедростью в отношении своих защитников. Во многих авиационных полках в то время в воздух могло подняться всего по несколько самолётов. И это хорошо ещё если так, а не один или два.

Была обнаружена воздушная цель, которая двигалась со стороны восточной части области в западном направлении, в направлении главной базы Балтийского флота. По тревоге на перехват цели были поднята пара истребителей Су-27 из состава дежурных сил ПВО флота.

Реактивный учебно-тренировочный самолёт L-29 Delfin. Источник фото: commons.wikimedia.org
Реактивный учебно-тренировочный самолёт L-29 Delfin. Источник фото: commons.wikimedia.org

Экипажи истребителей обнаружили воздушную цель и идентифицировали её как реактивный учебно-тренировочный самолёт L-29 Delfin чехословацкого производства. Такие самолёты когда-то применялись для первоначальной подготовки курсантов военных лётных училищ. Руководителю полётов от экипажей Су-27 последовал доклад о том, что нарушитель на связь не выходит и на запросы не отвечает. На эволюции российских боевых самолётов (крен влево, что на международном своде сигналов значит "следуй за мной") ответной реакции не последовало.

После этого с командного пункта ВВС флота последовал приказ на боевое применение вооружения истребителей по нарушителю. Но ведь не война, мирное время! Командир авиаполка снова попросил подтверждения приказа. Его подтвердили.

К счастью, применения оружия удалось избежать. Когда один из истребителей Су-27 стал перестраиваться, чтобы дать предупредительную очередь из пушки, самолёт-нарушитель поспешил скрыться в облаках. Вынырнул из облаков он уже в районе международного аэропорта "Храброво", куда заходил на посадку. Истребители сопроводили его до земли.

После всех разборов выяснилось, что реактивный учебно-тренировочный самолёт L-29 имел эстонскую регистрацию, а его экипаж составляли подданные Великобритании. Формально нарушители являлись гражданскими пилотами, хотя один из них точно являлся бывшим лётчиком Королевских ВВС.

Согласно предоставленной информации, какая-то английская фирма приобрела самолёт в Эстонии, а экипаж должен был перегнать его на территорию Великобритании. Маршрут полёта должен был пролегать из Таллина через Ригу, далее в направлении на Вильнюс, а затем через территорию Польши и Германии в Англию. Но облетая территорию Калининградской области, летчики слегка "ошиблись" и совершили поворот раньше времени.

Версия вполне правдоподобная, но в то же время самолёт-нарушитель пролетел с востока на запад почти всю территорию региона, где расположено немало воинских частей. Такой ли случайной была навигационная ошибка экипажа L-29? Интересно так же то, что в то же самое время в Калининградской области работала группа международных наблюдателей. В общем, чтобы избежать международного скандала, экипаж самолёта-нарушителя отпустили, а сам самолёт даже не досматривали. Времена были такие.

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться