Эфиопия исторически находилась на дальней периферии первых цивилизаций плодородного полумесяца, на смену которым пришел более единый античный мир. Но это была такая окраина, которая не уступала им в величии и древности. Далекая африканская страна поддерживала с соседями активные связи и была важным игроком в тогдашних геополитических раскладах. Дружить и торговать с ней хотел каждый, и горе тому народу, который оказался ее врагом. Веками позже именно сюда бежали первые мусульмане, а евреи создавали свои колонии на берегу Красного моря еще в эпоху, когда в Израиле правил дом Давида.
Как считается, семитские племена изначально жили в районе пустыни Сахары. В тот момент они являлись кочевниками или полукочевниками, что обеспечивало им подвижный образ жизни. По этой причине, когда на их родине изменился климат, предки евреев, арабов и других народов начали долгий путь на север.
Египет уже тогда был плотно заселен, поэтому народ без земли переправился в Азию в районе Африканского рога – там, где сейчас находятся государства Эфиопия, Эритрея и Сомали. Как считается, в Африке тоже осталась часть сородичей, поэтому обратный путь был вполне разведан. В эпоху древнего Израильского царства этой дорогой довольно часто пользовались.
Мы точно не знаем, когда на этой земле появились евреи, но они точно использовали морской путь. Вначале поселенцы жили в городах и деревнях на побережье, но после проникновения в Эфиопию христианства в 4-м веке были вынуждены уйти на восток, куда власть местного правителя не распространялась. Долгое время они сохраняли полную независимость, обратили в свою веру целый ряд африканских племен и военным путем делили со здешними монархами сферы влияния. Но зато именно в это время были разорваны связи с другими сородичами и началась медленная африканизация.
Эфиопские иудеи, которых тут называют фалаша («пришельцы») верят в легенду о своем происхождении от царя Соломона и царицы Савской. Якобы, когда гостья покинула этого известного мудреца, она уже была беременна сыном, а в дороге ее сопровождало немало знатных израильтян. Этот сын считается первым эфиопским императором, потомки его вельмож – родоначальниками народа фалаша.
Так это или не так, но евреи явно проникали сюда несколькими волнами. Многие из них появились тут в качестве военной добычи, когда эфиопы вели войны на юге Аравии. Из-за дефицита женщин они брали в жены местных девушек, а потому в настоящее время генетически и по внешности ничуть не отличаются от соседей-африканцев.
Особое течение иудаизма, которого придерживаются эфиопские евреи, говорит, что ядро их общины сложилось до 2-о века до нашей эры. Дело в том, что они не знают праздника Хануки, который возник, когда евреи отвоевали Иерусалим у греческой империи Селевкидов. Не знаком фалашам и Талмуд, который был составлен уже после рождества Христова и считается у других иудеев священным писанием. Они почитают только письменную Тору, а значит, придерживаются наиболее древней и архаичной версии иудейства.
В Эфиопии евреи занимались тем же, что они делали по всему миру. Они исторически являлись здесь умелыми ремесленниками – ткали, пряли, делали гончарные изделия, ковали всевозможные полезные вещи из металла, были умелыми ювелирами. На этой земле им никогда не запрещали заниматься сельским хозяйством, а потому большая часть народа являлась обычными крестьянами.
Они вполне спокойно дожили до нашего времени, хотя в 20-м веке община была уже немногочисленной. Когда в 1973-м году ведущие раввины Израиля признали их частью еврейского народа, Моссад в большой тайне от эфиопского правительства организовал переправу фалашей на историческую родину морским и воздушным путем. Ныне они вполне освоились в новом для себя обществе, служат в армии, осваивают язык и науки, в общем, становятся обычным израильтянами.