Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Как начиналась эра кино в России: 4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в Петербурге

В 1896 году, 4 мая, в Петербургский развлекательный сад «Аквариум» запустили «золотую рыбку» по имени синематограф. Уже на протяжении 125 лет она исполняет желания россиян плакать, смеяться, любить и ненавидеть, глядя на экраны, где мелькают кинокадры из их жизни.

В этот знаменательный день по Санкт-Петербургу расклеили афиши, призывающие горожан прийти в «Аквариум», где обещали продемонстрировать живые фотографии, сделанные братьями Люмьер. Мало кто понимал, о чем идет речь, однако любопытство брало верх над разумом.

В летнем саду давали оперетту «Альфред-паша в Париже». Зрители с интересом наблюдали, как в антракте на занавес прикрепили белое полотнище. Вскоре притушили свет, и на экране замелькали двигающиеся картинки. Первый в истории России киносеанс длился всего десять минут.

Были показаны короткие фрагменты документальных фильмов Люмьер – «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и, конечно же, «Прибытие поезда», уже шокировавших Европу. Петербуржцы пришли в восторг.

Не прошло и недели, как московская публика испытала не менее бурные эмоции на просмотре уже запланированного киносеанса, первого в истории города. Несколько позже к новоявленным киноманам присоединились жители Нижнего Новгорода, где проходила ежегодная ярмарка. На ней самым востребованным товаром оказались фильмы братьев Люмьер.

К слову, местный житель Максим Горький раскритиковал невиданное ранее зрелище, назвав его «царством теней», в котором нет «ни звуков, ни красок». Тем не менее, основатель соцреализма предрек синематографу широкую популярность «ввиду его поражающей оригинальности».

Как бы то ни было, с премьерного показа в Санкт-Петербурге начались регулярные киносеансы в городах России. Поначалу демонстрировались киноленты иностранных компаний, преимущественно, французских. Вскоре соотечественники и соратники Люмьеров, популяризируя свое изобретение, начали делать киносюжеты, рассказывающие о событиях российской действительности.

В том же, 1896-м, дебютном для кинематографа России году, французы отсняли церемонию коронации Николая II. Затем последовал ряд фильмов про донских казаков, об астраханских рыбаках и бакинских нефтяниках, а также визитах представителей зарубежных стран.

Тогда же предпринимались попытки создания художественных фильмов по сюжетам из истории Российской империи. Однако они не имели успеха у зрителей. Безусловным достижением того периода признан фильм, снятый на российском материале французским кинооператором Камиллем де ля Серфом, о коронации Николая II. Он вошел в историю как первый в мире кинорепортаж.

Они были первыми

Пионерами российского кинопроизводства были два Александра – Дранков и Ханжонков. Александр Дранков поставил свое дело на коммерческую основу. Он снимал и продавал киносюжеты, указывая метраж пленки и ее стоимость. Например, «Торжественные похороны проф. Чупрова при громадном стечении народы» были размером в 120 метров, стоили – 72 рубля. А «Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом» длилось намного дольше – 500 метров пленки, стоило соответственно – 180 рублей.

Стараясь опередить своих французских конкурентов, Дранков ухитрялся снимать интерьеры царских палат и убожество городских трущоб. Известно, что Лев Толстой терпеть не мог сниматься на фото, не говоря уже о кинокамере. Однако Александр Осипович не только умудрился провести подробные съемки в Ясной Поляне, но и сообщил широкой публике о намерении Толстого написать для его фильма сценарий. Лев Николаевич ничего подобного, конечно, не обещал, однако пиар-ход вполне удался.

Дранков обратился к более покладистому классику: решил поставить «Бориса Годунова» Александра Пушкина. Его привлекал не столько сюжет произведения, сколько возможность снять актеров в старинных русских одеждах. Художественного воплощения трагедии на экране не получилось, но отснятые эпизоды с актерами в дорогих нарядах, успешно демонстрировались под заголовком «Сцены из боярской жизни».

И все-таки Александр Дранков осуществил свою заветную мечту – снял, как сказали бы сейчас, «костюмную» мелодраму на сюжетной основе казацкого романса «Из-за острова на стрежень». В историю российского кинематографа она вошла под названием «Стенька Разин и княжна» или «Понизовая вольница».

Между сценами картины демонстрировались поясняющие действие титры. Кинофильм продолжался около восьми минут. Премьера «Понизовой вольницы» прошла с огромным успехом 15 октября 1908 года.

В это же время начинает свою деятельность Александр Ханжонков. Началось десятилетнее соперничество двух выдающихся личностей в истории отечественного кинематографа, которое, безусловно, явилось катализатором его бурного роста.

Только в одном Петербурге к 1916 году производством фильмов занимались девять студий. Около 20 контор обеспечивали прокат кинокартин. В городе действовали 144 кинотеатра, самые известные из них – «Мулен-Руж», «Паризиана» и «Пикадилли» на Невском проспекте.

Вслед за экранизацией сюжетов из русской классики («Пиковой дамы», «Мертвых душ», «Братьев Карамазовых») последовали фильмы по оригинальным сценариям из современной жизни. Предпочтение отдавалось любовным мелодрамам, мистике. В них снимались актеры, ставшие кумирами нескольких поколений зрителей – Иван Мозжухин и Вера Холодная. Началась эра советского и российского кинематографа.

Сообщение Как начиналась эра кино в России: 4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в Петербурге появились сначала на Учительская газета.

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться