Крупнейшая ж/д катастрофа в СССР унесла жизни 600 человек

Крупнейшая в истории российских и советских железных дорог катастрофа произошла 4 июня 1989 года в Башкирии. В результате сильного взрыва пострадали два пассажирских поезда. В общей сложности в тот день погибли около 600 человек.

Страшная трагедия произошла на Транссибирской магистрали на перегоне Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги. В этом месте примерно в 900 метрах от железной дороги проходил трубопровод, по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь.

В какой-то момент на трубопроводе образовалась течь. Заметившие это сотрудники, следившие за состоянием трубы, решили не устранять аварию, а увеличить подачу газа для восстановления давления. В результате через трещину значительное количество газа вышло в атмосферу и скопилось в низине, где и проходила железная дорога.

О сильной загазованности диспетчеров предупреждали машинисты проходящих поездов, однако на это никто не обратил внимание. Пока не произошла трагедия.

Взрыв при встрече поездов

В ночь на 4 июня в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Что послужило детонатором – уже не выяснить. Это могла быть непотушенная сигарета, выброшенная из окна поезда, или случайная искра.

В момент взрыва по железнодорожному полотну двигались два поезда – 211 «Новосибирск — Адлер (20 вагонов) и 212 Адлер — Новосибирск (18 вагонов). Суммарно в составах находилось около 1400 человек.

В результате взрыва 11 вагонов было сброшено с путей. Они сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. Из-за того, что место находилось в труднодоступном малонаселенном районе, было затруднено оказание помощи. Практически все пассажиры или погибли (по официальным данным – 575 человек, большая часть скончалась в больницах) или стали инвалидами (623). Есть неофициальные данные, по которым погибших было на 50 человек больше.

«Неопознанных «фрагментов» людей осталось очень много»

Врач-реаниматолог местной больнице позже вспоминал, как местные жители помогали спасать людей.

«У каждого больного дежурил доброволец, сестер же столько не наберешь, и еще была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, все, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтерами», – вспоминал Владислав Загребенко.

Многие так и не смогли найти и опознать своих родственников. По словам отца погибшей в поезде девочки Салавата Абдулина, опознать погибших не было возможности.

«В списках живых дочери не было. Три дня мы искали в больницах. А потом пошли с женой по холодильникам. Была там одна девочка. По возрасту похожа на мою дочь. Головы не было, только два зуба снизу торчали. Черная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног не было по самое туловище. А телом похожа была. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице, она в детстве ломала. В том состоянии до меня это не дошло. А может, это она была. Неопознанных «фрагментов» людей осталось очень много», – рассказывал мужчина.

Как при бомбежке Хиросимы

Позже следователи сравнили мощность взрыва с ядерной бомбардировкой Хиросимы (12 против 16 килотонн тринитротолуола). Взрывной волной выбило стекла в 10 км от места происшествия, а столб пламени был виден за 100 км.

По итогам судебного разбирательства, обвинение было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных — начальник строительно-монтажного управления, прорабы, другие конкретные исполнители. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.

В 1992 году на месте трагедии был сооружен мемориал с восьмиметровым монументом. Рядом с ним появился новый остановочный пункт 1710 километр, где все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают остановку.

Спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал!

Вам может понравиться