Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Почему Троцкий казнил героя, спасшего советский флот в 1918 году?

Нескучные истории

Большевистский террор часто не делал различий между врагами и друзьями, часто бессмысленно убивая обоих. Одной из его жертв стал капитан Алексей Щастный, спасший весь Балтийский флот от немецкого захвата.

Ранним утром 11 апреля 1918 года Императорский флот Германии приближался к Гельсингфорсу (сегодня Хельсинки), чтобы вмешаться в Гражданскую войну в Финляндии и сокрушить силы коммунизма. Но это была не единственная цель.

Советский Балтийский флот, нейтральная сторона в этом конфликте был пристыкован к финской столице и готовился вернуться домой. Однако у немецкого руководства были амбициозные планы по захвату русских военных кораблей, которые казались легкой добычей.

Однако блестящая операция русских сорвала эти планы, и силуэты последних уходящих русских судов были единственным, что немецкие офицеры видели на горизонте. Прямо у них на носу командующий Балтийским флотом капитан Алексей Щастный сумел организовать дерзкую и сложную эвакуацию нескольких сотен военно-морских судов через замерзший Финский залив на российскую военно-морскую базу в Кронштадте.

В ловушке льда

В начале 1918 года Балтийский флот России был бледной тенью былой славы. Пережив Первую мировую войну и хаос революции, он пострадал от плохой дисциплины и низкого морального духа, а также от неподчинения и серьезной напряженности между офицерами и моряками.

Заседание мирной конференции, на которой был заключен Брестский мирный договор 3 марта 1918 года.
Заседание мирной конференции, на которой был заключен Брестский мирный договор 3 марта 1918 года.

Недавно получившая независимость Финляндия больше не была частью России, и российские войска, в том числе Балтийский флот, были вынуждены покинуть страну. 

Судоходство в заливе суровой зимой 1918 года практически прекратилось, и, хотя капитан Щастный имел в своем распоряжении несколько ледоколов, он отпускал военные корабли только в крайнем случае.

Вот и наступил такой крайний случай. Хотя немцы подписали мирный договор в Брест-Литовске 3 марта, они стремились воспользоваться преимуществами перед русскими, и решили захватить весь Балтийский флот.

Немецкое наступление

Немецкое руководство хотело одним выстрелом убить двух зайцев. Финляндию раздирала гражданская война между красными и белыми, и пока Россия провозглашала нейтралитет (по крайней мере, официально), Германия собиралась вступить в конфликт и расширить свое влияние в регионе.

Алексей Щастный
Алексей Щастный

Немцы предложили помощь финским белогвардейцам, что было с благодарностью принято. 5 марта Императорский флот подошел к Аландским островам, которые стали главной немецкой базой для интервенции в Финляндию.

В течение следующих недель немецкие войска все ближе и ближе подходили к российскому флоту: 3 апреля они заняли полуостров Ханко на юге Финляндии; 7 апреля они вошли в город Ловииса примерно в 80 км от Гельсингфорса.

Немцы были уверены, что русский флот в ловушке и не успеет уйти в Кронштадт. Казалось, что несколько сотен боевых кораблей были беспомощной и привлекательной добычей.

Лидеры большевиков предложили капитану Щастному два варианта: вернуть флот домой или взорвать его. Второй вариант был намного проще, но капитан решил спасти корабли.

Ледяной круиз

Организовать и мотивировать матросов, страдающих от низкого морального духа, было непростой задачей, но капитан Щастный добился невозможного, убедив своих офицеров действовать плавно и быстро, несмотря на то, что времени было мало.

Капитан понял, что не может переместить все свои суда сразу, и поэтому решил провести эвакуацию в три этапа, первый из которых - в начале марта, когда Финский залив все еще был замерзшим.

Первый отряд кораблей покинул Гельсингфорс 12 марта. Они сокрушали лед, оставляя узкий путь для десятков других судов. Поскольку шесть русских линкоров имели большую ценность, они первыми покинули финскую столицу. 

На подводной лодке «Тур» служил механик, известный истории как Г. Трусов, и он вспоминал, как ледоколу «Ермак» было трудно расчистить дорогу другим: «Толстый лед с трудом поддался натиску морского гиганта. Время от времени он останавливался, возвращался и снова давил гребни давления ».  

Если летом такое путешествие занимало семь часов, то ранней весной - почти неделю. 17 марта первые корабли вошли в Кронштадт.

Ледокол "Ермак".
Ледокол "Ермак".

Второй отряд кораблей покинул Гельсингфорс 4 апреля, а всего через три дня третьему отряду пришлось быстро отплыть, потому что немецкие войска и военные корабли теперь находились в опасной близости от города.

Капитан Щастный покинул Гельсингфорс на одном из последних кораблей 11 апреля, накануне захвата города немцами. Однако их офицеры беспомощно смотрели, как русские ускользают прямо у них под носом. 

Благодарность Троцкого

20 апреля последние боевые корабли Балтийского флота достигли Кронштадта. Капитан Щастный не потерял ни одного корабля и вернулся домой со всеми 236 кораблями, включая шесть линкоров, пять крейсеров, 59 эсминцев, а также 12 подводных лодок. Осталось только несколько второстепенных кораблей.

Капитан Щастный был отмечен как «Красный адмирал» и «Спаситель Военно-Морского Флота». Он, безусловно, был героем, но не для всех.

Авторитет капитана был настолько велик, что вызвал зависть у Льва Троцкого, который тогда руководил Советской Армией и Флотом. Кроме того, капитан Щастный и Троцкий не могли найти точек соприкосновения, споря по каждому вопросу. В результате Троцкий решил уничтожить знаменитого капитана, которого назвал «преступником большой важности».

Благодаря проискам Троцкого капитана Щастного обвинили в контрреволюции.

«Счастливый, совершив подвиг, создал себе популярность, которую он собирался использовать позже против Советской власти »- говорится в обвинительном заявлении.

Несмотря на очевидную абсурдность обвинения, власть Троцкого сыграла решающую роль, и 22 июня 1918 года командующий Балтийским флотом был казнен. Его роль в «Ледовом походе» была полностью исключена из советской историографии.  

Лев Троцкий.
Лев Троцкий.

Незадолго до смерти капитан Щастный сказал:

«Троцкий казнил меня за две вещи: во-первых, за спасение флота в безвыходных обстоятельствах; а во-вторых, потому что он знал мою популярность среди моряков и боялся этого ».  

Подписывайтесь на мой канал, и читайте больше увлекательных статей!

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться