Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты
Краткая история
1,8 тыс. подписчиков

Самый загадочный портрет русской живописи: кем была девушка с картины «Неизвестная»

В истории искусства хватает загадок, связанных с личностями натурщиков. Но если кем была «Мона Лиза» Леонардо, Венера с работы Боттичелли или «Олимпия» Мане искусствоведы уже разобрались, то кто позировал Крамскому для его «Неизвестной» так и остаётся тайной.

Художник Иван Крамской, "Неизвестная", 1883
Художник Иван Крамской, "Неизвестная", 1883

Портрет любимой дочери художника?

Одна из наиболее распространённых гипотез о личности «Неизвестной» базируется на некотором внешнем сходстве этой барышни в коляске с горячо любимой дочерью Ивана Крамского Софией. Как ни странно, фотографий девушки в молодости не осталось, но похожие черты можно найти в портретах Сони, например, в исполненной всего годом ранее «Девушке с кошкой».

«Девушка с кошкой»
«Девушка с кошкой»

В подтверждение этой версии припоминают и душевную драму, которую довелось пережить дочери художника в юности. К ней посватался Сергей Сергеевич Боткин — сын легендарного врача. Семья готовилась к свадьбе, Крамской писал портреты жениха и невесты, посмотреть на молодых приглашались гости. На одном из таких вечеров Боткин повстречал подругу Сони, дочь Павла Третьякова Сашу. Между ними вспыхнула любовь, и помолвка с Крамской была разорвана. Якобы личной драмой объясняется то загадочное выражение лица, которым одаряет всех «Неизвестная».

Однако эта гипотеза разбивается о внешний вид девушки на картине. Историки моды по деталям разобрали весь гардероб «Неизвестной» и пришли к однозначному выводу: это кричащий облик. Аристократка, да и просто уважающая общественный вкус женщина в 1883 году так одеваться не стала бы.

Сергей Сергеевич Боткин
Сергей Сергеевич Боткин

Отзывы публики на премьерной выставке это подтверждают: полотно сравнивают со скандальной «Олимпией» Мане, а влиятельный критик Стасов и вовсе подменяет его название характеристикой – «Кокотка в карете!». Стал бы любящий отец, да ещё в минуту душевной драмы, выставлять дочь в таком свете? Ответ очевиден.

«Неизвестная» - это влиятельная содержанка?

Внешний вид женщины породил ещё одну группу версий. Возможно, на картине изображена та, которую как раз и одаривают всеми этими дорогими нарядами её кавалеры (один или несколько). Кто-то считал, что это некий собирательный образ петербургской куртизанки (о месте действия двух мнений быть не может, ведь здания на заднем плане переданы с фотографической точностью), кому-то виделись даже конкретные персонажи.

В частности, предполагали, что девушка написана с курской крестьянки Матрёны Саввишны, которой судьба позволила стать дворянкой Бестужевой. Крамской и правда был знаком с этой особой, но подтверждать данную версию не стал. Художник неслучайно выбрал для полотна название «Неизвестная» и стойко придерживался своей линии, храня инкогнито персонажа.

Подобное упорство породило совсем уж крамольную мысль. Дескать, это полотно заказал Крамскому ещё Александр II, а изображена на нём была его морганатическая жена Екатерина Юрьевская. Однако после убийства императора положение его второй супруги при дворе сильно изменилось. Ей предписано было покинуть Зимний дворец, а лучше и Россию. Возможно ли, что полотно Крамского было его откликом на произошедшие события?

Екатерина Михайловна Долгорукова
Екатерина Михайловна Долгорукова

Да, но это очень маловероятно. Решаясь на такой шаг, художник, существовавший благодаря продаже картин, многие из которых скупала царская семья, рисковал своим положением и благополучием. Да и нельзя утверждать наверняка, что в этой семейной истории Крамской был на стороне Юрьевской, а не Александра III.

Картина была иллюстрацией?

Отсутствие однозначного портретного сходства «Неизвестной» хоть с кем-нибудь из современников навело ценителей искусства на мысль, что перед ними образ не живого человека, а персонажа книги. Отрешённость женщины, её пренебрежение мнением света (или отстранённость от него), пустое место рядом с ней в коляске, и даже некоторые черты внешности позволяют увидеть в ней Анну Каренину.

Роман Толстого вышел всего несколькими годами ранее и вызвал большой резонанс в обществе, так что откликнуться на него было бы логично. Но есть и аргументы против этой версии. Выражение лица «Неизвестной» скорее соответствует Карениной в начале романа, но тогда она и одевалась, и вела бы себя иначе. А уже после ухода от мужа к любовнику Анна не имела такой уверенности в себе, которую излучает героиня картины.

Образ Анны Карениной в к/ф "Анна Каренина", 1967
Образ Анны Карениной в к/ф "Анна Каренина", 1967

Есть и ещё одна версия относительно литературного прототипа. Облик «Неизвестной» напоминает и Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского: та же удивительная смесь красоты, гордости и простодушия. Однако в этом случае между выходом двух произведений промежуток в 15 лет – чересчур долго. Да и зачем Крамскому было хранить тайну, если портрет был всего лишь иллюстрацией к образу чьего-то персонажа?! Нет, секрет безусловно был, но художник так и забрал его с собой в могилу.

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться