Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты
Боевые машины & Военные факты

За что стрелка-радиста в танке Т-34 называли "балластом"?

Основной советский танк, использовавшийся в годы Великой Отечественной войны – Т-34. Число этих выпущенных машин превысило 61 тысячу. Основной модификацией этого среднего танка стала модель Т-34-76. Их было изготовлено больше 35 тысяч.
В экипаже Т-34-76 было 4 танкиста. Кроме командира, заряжающего и механика водителя было предусмотрено место для стрелка-радиста. Однако по мнению членов экипажа последний был просто балласт, в бою пользы от него не было.

Место этого члена экипажа располагалось правее водительского. На первых танках устанавливалась коротковолновая радиостанция 71 ТК-3, которая вскоре была заменена на более совершенную и отличавшуюся простотой 9-P, обеспечивавшую связь на расстоянии до 25 километров. Однако производство радиостанций в стране не позволяло оснащать ими все танки. Они имелись только на машинах командиров, да на небольшой части линейных танков.

Стрелок-радист должен был не только обеспечивать связь, но и вести огонь из пулемета. Постепенно все больше танков оснащались радиостанциями, но и при этом танкисты были убеждены, что без стрелка-радиста можно обойтись. Дело в том, что радиостанции были простыми, связь осуществлялась на 1-ой – 2-ух волнах. То есть, любой член экипажа мог справиться с такой задачей. Что касается пулеметного огня, то эффект от него был минимальным, поскольку обзор и сектор стрельбы были минимальными.

По словам Петра Кириченко, стрелка-радиста тридцатьчетверки, при движении машины не было ничего видно кроме земли, да мелькавшего иногда неба. Уничтожать пехоту врага в таких условиях было практически невозможно. Вероятно, это и становилось причиной того, что стрелок-радист другими членами экипажа именовался балластом.
Единственной пользой от «балласта» была помощь, оказываемая им водителю. Коробка передач Т-34 была довольно тугой. Порой осуществить переключение механик-водитель выполнял вместе со стрелком-радистом. Если последнего не было, то в ход шла кувалда, постоянно находившаяся вблизи водительского сиденья.

От такой проблемы удалось избавиться на Т-34-85. В экипаже этой машины также было четверо. Однако вместо стрелка-радиста появился наводчик. Теперь командир уже не отвлекался на обслуживание орудия. Он мог лучше ориентироваться в обстановке, что повышало эффективность боевых качеств танка.  

Поделиться в социальных сетях