Заброшенная памирская застава Зоркуль. Первое знакомство

К пограничной заставе "Зоркуль" я прибыл 10 июня 2019 года в 16:56 по местному времени. С запада, с правого фланга, со стороны заставы "Харгуш". Погода была переменчива. Говорят, я был первым гражданским, кто в том году проехал через нее и Джарты-Гумбез до Мургаба, ну за исключением французского велосипедиста, чьи следы терялись после озера Кокджигит. Сутками ранее по этому маршруту, впервые после зимы, прошел международный патруль на китайских "хамви" DongFeng Warrior. Место глухое еще со времен саков, но с начала июня, по древней традиции, сюда, вверх по реке Памиру, начинают продвигаться памирские пастухи с берегов Пянджа с отарами овец и коз.

Одновременно со стороны Мургаба в район южнее Джарты-Гумбез на левом фланге заставы проникают пастухи киргизские с волосатыми коровами. Все они базируются на систему кошар, сохранивших свою нумерацию до двух десятков еще со времен СССР. Примерно аналогичный процесс происходит и по другую сторону афганской границы но не восточнее меридиана погранзаставы. На афганской стороне там пастбищ нет - одни неприступные горы. Хотя пастбищами назвать эти клочки чахлой растительности посереди бесплодной пустыни можно назвать достаточно условно.

Миновав озеро Зоркуль вдоль его северного берега, я выскочил к заставе и остановился на пригорочке, чтобы осмотреться и сделать первые кадры. 

Застава Зоркуль. Вдалеке видны озера Чаканкуль и безымянная долина, врезающаяся в Ваханский хребет.
Застава Зоркуль. Вдалеке видны озера Чаканкуль и безымянная долина, врезающаяся в Ваханский хребет.

 Я так до конца и не разобрался в истории погранзаставы.
Как мне представляется, изначально (в 70-е годы прошлого века) это была застава № 17 "Озерная"  Ишкашимской комендатуры Хорогского погранотряда (КХПО) КСАПО. После того как в связи с событиями в Афганистане внизу появились новые заставы, "Озерной" присвоили номер 19. В начале 1987 года застава еще была за № 19 "Озерная" КХПО (в/ч 2022). В том же году ее переподчинили Мургабскому погранотряду КВПО. А так как там уже была застава "Озерная", то ее переименовали в "Зоркуль" с присвоением номера 1. Начальником заставы был Николай Катаев. В 1989 году после вывода войск из Афганистана заставу передали обратно в КСАПО, но уже в Ишкашимский отряд. За каким номером не знаю, скорее всего вернули номер 19. Затем, после ухода российских пограничников в 2004 году, на заставе расположились пограничники Таджикистана. Из-за проблем со снабжением в одну зиму пограничники остались без продуктов и пытались выйти пешком на заставу № 18 "Харгуш", дошел обмороженным только один...  

На фото ниже виден внешний периметр заставы из колючей проволоки на кольях, представляющий собой условный прямоугольник, вытянутый по оси СЗ-ЮВ. Этот периметр - своеобразное ближнее предполье. 

На переднем плане в углу периметра склад ГСМ с небольшой постройкой и рядом стальных цистерн. Сопка на дальнем плане - вынесенный опорный и наблюдательный пункт.
На переднем плане в углу периметра склад ГСМ с небольшой постройкой и рядом стальных цистерн. Сопка на дальнем плане - вынесенный опорный и наблюдательный пункт.

После того случая заставу забросили и с 2011 года этот участок границы охраняется только международным патрулем из представителей Китая, Киргизии, Афганистана и Таджикистана в проходимый для колесной техники период года. В принципе, наверное, это правильно, т.к. труднопроходимые перевалы и суровые погодные условия защищают этот участок границы лучше любой заставы, делая нерентабельным какую-либо контрабанду, легко отсекающуюся на тыловых рубежах. Правда у меня создалось впечатление, что охрана этого участка границы с Афганистаном больше всего беспокоит Китай. Вероятно, если какой-то трафик здесь существует, то он идет на Ташкурган и больше связан с политически нежелательными в Поднебесной элементам, чем с тем, о чем вы подумали. Если конечно это не чисто политические амбиции Пекина. Так что пересечь границу здесь конечно можно легко, но дальше встанет вопрос выживания, что по эту, что по другую сторону Ваханского хребта. Тем более, что при внешней безлюдности и у гор есть глаза с ушами.

По этой дороге я приехал с Харгуша. Озеро за левым обрезом кадра. На заднем плане Южный Аличурский хребет, высотой менее 1,5 км над уровнем долины. Обратите внимание на темную сопку на дальнем плане. Если я не ошибаюсь, где-то на ней должно быть старое кладбище, о котором я узнал постфактум. Ну и конечно, на всем этом пространстве где-то прячутся малозаметные сакские курганы мимикрирующие под естественный рельеф.
По этой дороге я приехал с Харгуша. Озеро за левым обрезом кадра. На заднем плане Южный Аличурский хребет, высотой менее 1,5 км над уровнем долины. Обратите внимание на темную сопку на дальнем плане. Если я не ошибаюсь, где-то на ней должно быть старое кладбище, о котором я узнал постфактум. Ну и конечно, на всем этом пространстве где-то прячутся малозаметные сакские курганы мимикрирующие под естественный рельеф.

В этом месте, получившем название Великий Памир, долина реки Памир простирается с востока на запад и ее центральную часть занимает котловина проточного озера Зоркуль, вытянутого на 25 км и дающее начало реке. Высота над уровнем моря в месте расположения погранзаставы порядка 4200 метров. Урез воды озера 4125 м. Климат резко континентальный, зимой температура падает до -47 (по некоторым данным до -56) градусов Цельсия ниже нуля. Количество осадков ничтожно (73-103 мм в год). Ландшафт - холодная высокогорная пустыня в окружении горных хребтов. С юга долину ограничивает Ваханский хребет, с севера Южный Аличурский с максимальными высотами на вершинах в 5794 и 5461 метров над уровнем моря соответственно.

Вид на вертолетную площадку и озеро Зоркуль на дальнем плане. Левый берег - Афганистан, правый - Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана
Вид на вертолетную площадку и озеро Зоркуль на дальнем плане. Левый берег - Афганистан, правый - Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана

Говорят на эту вертолетную площадку всего один раз приземлялся вертолет, но взлететь уже не смог. Из-за разряженного воздуха не хватило мощности. Пришлось разбирать и вывозить частями автотранспортом.

Граница с Афганистаном проходит в широтном направлении по оси озера Зоркуль, не доходя до его восточной оконечности резко поворачивает на юг к пику Согласия (5470м). Территория Таджикистана здесь образует аппендикс, вторгаясь по безымянной долине с тремя озерами Чаканкуль во внутренние области Ваханского хребта. Именно эта водотоки этой долины через каскад трех озер Чаканкуль дает не менее трети водосбора озера Зоркуль. Далее граница с Афганистаном проходит по водораздельных хребтам Вахана до пересечения с Ваханским корридором и стыка с границей Китая.

Схема участка. Линией показано кратчайшее расстояние от заставы Зоркуль до афганской границы, не превышающее 3 км. Это не пара десятков метров, как по дороге сюда. Справа внизу кусочек Ваханского коридора. И надо еще подумать, какой путь в древности в Китай был проще, там или через Зоркуль? По Вахану точно теплее.
Схема участка. Линией показано кратчайшее расстояние от заставы Зоркуль до афганской границы, не превышающее 3 км. Это не пара десятков метров, как по дороге сюда. Справа внизу кусочек Ваханского коридора. И надо еще подумать, какой путь в древности в Китай был проще, там или через Зоркуль? По Вахану точно теплее.

Где-то там, вдалеке, чуть не доходя до ближней оконечности озера Зоркуль, граница уходит к пику Согласия. Так что здесь самое короткое расстояние от заставы до Афганистана, но не самое простое по доступности. Надо пересечь как минимум две речки, впадающие в Зоркуль. Именно в устьях этих речек в июне бешено туссит рыба, но я не проверял. Рыбу ловить здесь нельзя - государственный заповедник, причем кандидат в список ЮНЕСКО.

Рядом с вертолетной площадкой попадаются первые окопы...
Рядом с вертолетной площадкой попадаются первые окопы...

Великий Памир для европейцев открыл в 1838 году британский морской офицер Джон Вуд, давший название озеру Виктория. По соглашению между Россией и Великобританией о разграничении сфер влияния в области Памиров от 1895 года по озеру Виктория прошла граница между Российской империей и Афганскими ханствами. В советское время стало употребляться местное название озера - Зоркуль (большое озеро, тадж.). Учитывая физико-географические условия становится понятно, почему граница проходит не по прямой, а аппендиксами. Кому нужна территория и пастбища на которые невозможно попасть через горы?

Еще один вид на Ваханский хребет на территории Афганистана с вертолетной площадки. Зоркуль справа. Граница уходит в горы вон по тому узкому снежному языку к скрытому за тучами пику Согласия. Телеграфные столбы внизу указывают на наличие в прошлом линии связи на Харгуш и старой более короткой дороги по кромке озера. Сейчас ездят выше у борта долины.
Еще один вид на Ваханский хребет на территории Афганистана с вертолетной площадки. Зоркуль справа. Граница уходит в горы вон по тому узкому снежному языку к скрытому за тучами пику Согласия. Телеграфные столбы внизу указывают на наличие в прошлом линии связи на Харгуш и старой более короткой дороги по кромке озера. Сейчас ездят выше у борта долины.
Застава Зоркуль. Вид с северо-запада
Застава Зоркуль. Вид с северо-запада
Застава Зоркуль. Склад ГСМ с постройкой, где хранились принадлежности для замеров уровня топлива в бочках и насос для перекачки топлива. Я так и не понял, как был организован проезд на территорию склада ГСМ для заправки?
Застава Зоркуль. Склад ГСМ с постройкой, где хранились принадлежности для замеров уровня топлива в бочках и насос для перекачки топлива. Я так и не понял, как был организован проезд на территорию склада ГСМ для заправки?
Перегоняю машину к въезду на заставу с северо-востока и оставляю у внешнего периметра. Осмотримся второй раз
Перегоняю машину к въезду на заставу с северо-востока и оставляю у внешнего периметра. Осмотримся второй раз
Проволочное заграждение вдоль северо-восточной стороны периметра. Использовалась старая сигнализационная система С-100.
Проволочное заграждение вдоль северо-восточной стороны периметра. Использовалась старая сигнализационная система С-100.

  На въезде на заставу были набросаны какие-то палки с кусками колючки, но мне не составило труда их откинуть. Буквально за 3-4 часа до меня на заставе побывали чабаны с кошары № 7 или № 8 на УАЗе-головастике и поживились металлом с деревом на летний сезон. Надо было видеть как они удирали от меня, приняв Белку за машину Прокуратуры. Но силы были не равны, я загнал их в балку, где УАЗ при повороте застрял в теснине как мамонт в ловчей яме. Мужички попрятались за камнями, а мне в качестве языка достался водитель. Собственно от него я и получил инфу, что у меня есть шанс пробиться на Джарты-Гумбез, переночевать можно в боксах на заставе или у них в кошаре, а утром с ними сетями поймать в устье речки рыбу. Если конечно рыба от снега и ветра не уйдет в глубину. От явного браконьерства я отказался и поехал дальше по своим делам, оставив вылезших из-за камней мужичков думать как вытаскивать УАЗ из затруднительной ситуации.

Угольный склад перед въездом на заставу. Когда-то здесь было довольно большое здание кошары, сложенное из дикого камня, с добротной крышей. Еще один угольный склад вместе с дровяным были на территории заставы в шаговой доступности.
Угольный склад перед въездом на заставу. Когда-то здесь было довольно большое здание кошары, сложенное из дикого камня, с добротной крышей. Еще один угольный склад вместе с дровяным были на территории заставы в шаговой доступности. 
Вот так сейчас выглядят руины дальнего угольного склада
Вот так сейчас выглядят руины дальнего угольного склада

Второй угольный склад за территорией заставы был сделан специально. По рассказу очевидца одна из зим в начале 90-х затянулась и по весне машины с грузами не могли пробиться на заставу (задержка была более месяца).  Было принято решение разобрать ненужные деревянные сооружения заставы (в т.ч. летний клуб) и спалить в топке (на тепло, приготовление пищи и выпечку хлеба). Дальше - больше! Особенностью этой заставы было то, что все основные помещения были в одном здании - ДОС, спальное помещение, кухня-столовая и даже баня! Так вот, офицеры и прапорщики переселились в общее спальное помещение, а всю деревяшку из ДОС (полы, рамы, стропила с крыши и т.д. - все в топку! Поэтому на следующий сезон начальник тыла направлял туда машины с самыми большими бревнами, выделил на заставу 2 пилы ручные (без ручек), а уголь выгружали за территорией заставы - что бы все не спалили разом.

Угольный склад
Угольный склад

Я не отказал себе в удовольствии набрать примерно ведро больших кусков угля на костер. В костре мне их спалить не удалось (еда готовилась быстрее чем они загорались), но на следующий день они меня сильно выручили, когда я встрял при выходе на лед, они большей частью пошли в грязь под колеса.

Пока я собирал уголь ко мне вышел с отарой чабан Файзулло с 9-ой кошары. Точнее овцы сами почапали в мою с Белкой сторону, чем создали ему определенную проблему. В итоге я помог ему развернуть отару и получил приглашение в кошару на ночлег, чем и в последствии и воспользовался. История про ночлег у Файзуло здесь.

Чабан Файзуло и его отара
Чабан Файзуло и его отара

А теперь внимание. Вопрос для знатоков. Что за цистерны мелькали в кадре до этого и что за цистерна валяется на угольном складе? Я ими не особо заморачивался, считая что это цистерны для хранения ГСМ. Но Файзуло спросил меня про них. А это значит, что версия с ГСМ не очевидна. А не является ли часть этих цистерн выкопанными или не установленными модульными убежищами, одно из которых я нашел на опорном пункте? Если габариты всех цистерн почти совпадают, то горловины различны. Здесь имеется фланец для закрепления крышки или переходной горловины гайками на откидных болтах, один из которых сохранился. Про модульное убежище опорника я расскажу в следующей части.

Загадочная цистерна
Загадочная цистерна
Въезд на заставу
Въезд на заставу

  Оборона заставы Зоркуль представляет собой несколько основных периметров. Внешний - состоящий из заграждения из колючей проволоки и отдельных окопов. Со стороны границы с ЮЗ, Ю и ЮВ он усилен сплошной системой траншей с ДОТами и убежищами. Внутренний - из каменной оборонительной стенки с огневыми точками под личное стрелковое оружие и редюитом в виде казармы.
Помимо этого имеется вынесенный сильно укрепленный опорный и наблюдательны пункт на господствующей над заставой сопке к востоку от нее и, вероятно, еще мелкие опорники для секретов по макушкам ближайших сопок.
В целом оборона заставы хорошо продумана и достаточно развита. В отличии от других застав Хорогского ПО, она не только посажена в ключевом месте, перекрывая все возможные пути передвижения в этом районе, но и находится вне населенного пункта, что позволяет простреливать открытые пространства на подступах всеми видами огневых средств до пределов их эффективной дальности. Если конечно видимость позволяет.
С видимостью здесь был полный швах. То в объектив светило закатное солнце, то в мгновение ока появлялись черные тучи из которых сыпал снег, а то все заволакивало густой серой мглой. И так по нескольку раз за час.

Въезд на территорию внутреннего периметра заставы.
Въезд на территорию внутреннего периметра заставы.

Справа два здания. В большем находилось два дизель-генератора (большой проем в стене для их монтажа/демонтажа). В меньшем - аккумуляторная или зарядная. Как такового привычного по воинским частям КПП на заставе не было. С обоих сторон от утраченных ворот в оборонительной стенке бойницы огневых точек для стрельбы из личного оружия. Их почти не видно в рельефе кладки. Дорога огорожена булыжным бордюром, посыпана шлаком (?).

Продолжение истории про заброшенную советскую заставу Зоркуль здесь.

Обследование казармы заставы Зоркуль здесь.

Экспресс-репортаж о рейде на Зоркуль здесь.

На этом пожалуй прервемся. Спасибо всем кто дочитал до конца. Я старался. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить обновления.

Комментарии